05 февраля
К новым требованиям по транс-жирам производители готовились заранее
- Как вы в целом оцениваете требование сократить содержание транс-жиров в маргаринах, спредах, растительно-сливочных продуктах и пр. до 2%? Насколько это обоснованно и какой эффект даст?
- Безусловно, это необходимое решение, к которому пришли не только участники ЕАЭС. Рекомендация снизить до предельного минимума потребление транс-жиров неоднократно озвучивалось ранее и ВОЗ. Для нашей страны это нововведение имеет особую важность. Согласно последней официальной статистике, частота высокого сердечно-сосудистого риска среди жителей нашей страны составляет среди мужчин – 53%, среди женщин – 38%. Цифры катастрофические. А изменение рациона питания население может оказать непосредственное воздействие на снижение этих рисков.
Тем более, мы имеем на руках уже готовый прописанный положительный сценарий по решению данной проблемы в виде европейского опыта. В первую очередь, это проект «Северная Карелия», связанный как раз с изменением структуры питания в пользу растительных жиров. Его результаты впечатляют - смертность от заболеваний сосудов головного мозга у финнов снизилась на 70%, от сердечно-сосудистых заболеваний - на 80%, от ишемической болезни сердца – на 90%. Среди других примеров стоит отметить опыт всех стран Скандинавии, которые традиционно очень большое внимание уделяют заботе о здоровье граждан, стран ЕС, в том числе Швейцарии, США, Аргентины и многих других.
- Какие меры для соблюдения этих требований будут приниматься производителями? Повлияет ли изменение требований на рецептуру, технологию производства и пр.?
- Производителям пришлось пересмотреть производственную рецептуру, некоторые решились на модернизацию. Однозначно можно сказать, что те, кто не успел перестроиться под новые требования, по факту должны освободить занимаемую нишу. По нашей информации, все крупнейшие производители готовились к этому переходу заранее. Что касается остальных, то времени на перестройку с 2011 года было достаточно.
Чтобы привести в соответствие уровень содержания транс-жиров, производителям пришлось поработать и с рецептурой, и с технологиями. В частности, потребовался перевод производственных мощностей от частичной гидрогенизации к полной. При полной гидрогенизации транс-изомеров не образуется. Но это длительный наукоемкий процесс, а переоборудование с частичной на полную гидрогенизацию требует значительных капитальных затрат и обучения специалистов. Помимо перехода на полную гидрогенизацию, предприятия, чтобы сохранить ассортимент жировых продуктов, активнее начали использовать переэтерификацию жиров - этот метод их модификации позволяет получить новые виды пищевых жировых продуктов с заданными свойствами.
Раньше в России далеко не все предприятия могли позволить себе такое оборудование. Сейчас крупнейшие российские производители имеют все необходимые технологические мощности, в том числе по переэтерификации. Кроме того, производители иначе посмотрели на полутвердые тропические масла, отдав им большую долю предпочтения при производстве масложировой продукции.
- Может ли обновление ГОСТа временно снизить объемы производства?
- Мы не ожидаем значимого снижения. Повторюсь, времени на переоснащение было отведено достаточно. И если кто-то кричит: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», то надо понимать, что такой производитель уже давно выпал из рынка. Более того, некоторые производители, уловив тренды рынка, запустили первые «пилотные» линии по производству «безтрансовой» маргариновой и жировой продукции еще 15 лет назад.
- Что потребуется внедрить, чтобы соответствовать требованиям к упаковке (необходимо указывать процентное соотношение в составе)?
- Согласно техрегламенту на масложировую продукцию, производители спредов, маргаринов и специализированных жиров должны указывать максимальное содержание насыщенных жирных кислот и транс-изомеров жирных кислот в процентах от содержания жира. Это требование касается и потребительской, и транспортной упаковки. Некоторые производители и ранее акцентировали внимание потребителя на содержании транс-жиров в предлагаемом товаре, вводя специальную маркировку. Ведь такая информация повышает доверие покупателя, и, в конечном счете, влияет на спрос. А маркировка «не содержит транс-жиров», на самом деле, может стать серьезным маркетинговым инструментом.
- Как вы оцениваете уровень осведомленности покупателей о транс-жирах: знакомы ли они с их видами, с особенностями производства продуктов, в которых они необходимы и пр.?
- Сложно дать однозначную оценку. Ключевой позицией здесь является объективность информации. С одной стороны, тренд «здорового питания» находится в жестокой борьбе с фастфудом. Согласно анализу рынка фудсервиса исследовательского агентства NPD Group, за 11 месяцев 2017 года фастфуд вырос на 10%, и это рекордные темпы. Ещё 4% приходится на пекарни и кофейни. Как вы понимаете, продукты этой категории первыми попадают в так называемую зону риска по избыточному содержанию транс-жиров. И понятно, что при таких темпах роста принципиально важно, чтобы фастфуд тоже проходил процессы оздоровления.
Но есть и обратная сторона – потребителя регулярно «кормят» страшилками о вреде продуктов. Сюжеты о фальсификации масла и спреда, маргарине, кондитерских жирах и т.д. заполонили медиапространство. При этом сегодня доля того же фальсификата среди молочных и молокосодержащих продуктов составляет не более 3%. С этой цифрой согласились все официальные источники – Роспотребнадзор, производители молока и масложировой продукции. Но негатив всегда лучше приживается в качестве сенсаций, нежели объективная информация.
Ситуация с транс-жирами имеет схожий сценарий. Снижать их уровень необходимо, но не нужно из этого понятия делать фильм ужасов. Транс-жиры появляются не только в процессе частичной гидрогенизации, они присутствуют и в целом ряде продуктов животного происхождения. Например, в молоке их доля составляет порядка 4-5%. Пока в отношении так называемых «натуральных» транс-жиров ВОЗ не столь категоричен, как в отношении полученных искусственным путем. Но в целом, явление транс-изомерии – открытая страница для науки, ученые до сих пор изучают его специфику.
- Повлияют ли изменения на спрос – ожидаете ли его рост в связи с бОльшим доверием покупателей?
- Возможно, но ждать резкого скачка точно не стоит. Потребительские привычки и вкусы формируются достаточно долго, особенно в России - наши потребители более консервативны. Кроме того, нельзя сказать, что ранее, до введения ограничений, например, на рынке кондитерских изделий наблюдался откат назад, уровень потребления этих товаров в среднем растет на 2,5% в год. Но включение потребителя этих продуктов в категорию «полезных», безусловно, станет одним из факторов, влияющих на конечный спрос.